СКУЛЬПТУРА ПЕТЕРБУРГА
Cкульптор Игорь Селиверстов
Тел. 8 (911) 927-26-23. E-mail: amur.64@bk.ru
|
Главная | Информация для заказчиков | Контакты | Ссылки | Карта сайта | | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
|
Монументальные рельефы и барельефы девятнадцатого и начала двадцатого века./Историческая скульптура Петербурга — рельефы/Исаакиевский собор украшают триста пятьдесят рельефов и статуй, отлитых из бронзы или выполненных способом гальванопластики из меди по моделям скульпторов: Пименова, Витали, Логановского, Клодта и Лемера. Стилистическое единство скульптурного оформления собора определили архитектор Монферан и скульптор Витали. Этот скульптор на протяжении четырнадцати лет создавал многофигурные горельефные композиции для фронтонов южного и западного портиков: «Поклонение волхвов» и «Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия». Ему же принадлежат рельефы наружных дверей северного, южного и западного портиков, а так же скульптурное убранство интерьеров. Витали в своих работах проявил лучшие черты академической школы. В горельеф западного фронтона он ввёл портретные изображения лиц, которые способствовали успеху построения и декорировки собора: автора проекта Монферана с моделью храма в руке, президента Академии художеств Оленина и министра императорского двора Волконского. Фронтон восточного портика собора декорирован горельефом «Святой Исаакий Далматский останавливает императора Валента». Он выполнен по модели французского скульптора Филиппа Лемера. Гармоническое сосуществование работ Витали и Лемера в образно-пластическом строе храма говорит о том, что русская монументальная скульптура девятнадцатого века в Петербурге развивалась в общем русле европейского искусства. Гуляя по Невскому проспекту, мы видим на фасаде дворца Белосельских-Белозерских полуфигуры атлантов — бородатых великанов в чалмах, поддерживающих колонны второго этажа. Они были созданы скульптором Иенсеным из терракоты. Хотя мне больше нравятся атланты и кариатиды на фасаде дворца Демидова. Они более органично связаны с барочной композицией фасада здания. Красивым образцом синтеза архитектуры и скульптуры является здание музея Центрального училища технического рисования барона Штиглица. В её архитектонике использованы мотивы итальянского Ренессанса и барокко. Средняя часть здания выделена фронтоном, тимпан которого заполнен горельефом с изображением аллегорических фигур, олицетворяющих виды искусства. Фриз ритмично декорирован медальонами с рельефными портретами великих мастеров искусства всех времён и народов. Автором этого скульптурного убранства был скульптор Бауман. В здании Общества взаимного кредита на набережной Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова) архитектор Сюзор так же соединил ренессансные и барочные мотивы. Скульптурное убранство сосредоточено в среднем ризалите, который, подобно триумфальной арке, охватывает второй и третий этаж. Центральная скульптурная композиция дополняется пластическим декором, включающим парные фигуры кариатид, маски львов у окон первого этажа, многочисленные лепные детали фриза и оконных обрамлений. Типичен для модерна скульптурный декор фасада здания для компании Зингер. Пышное орнаментально-декоративное обрамление купола подкреплено насыщенным скульптурным декором угловой части здания, украшенной бронзовыми фигурами дев-валькирий с копьями в руках и развевающимися покрывалами. В удлиненных пропорциях лиц и утончённо женственных фигурах, в подчёркнуто изысканной пластике складок, вытянутых линиях орнамента, волнообразно разбросанных волосах явственно чувствуются характерные приёмы модерна. Даже такой классический мотив, как маски на замковых камнях, трактован с присущей модерну усложнённостью деталей орнамента. Архитекторы Перетяткович и Верёвкин украсили фасад дома страхового общества Саламандра двумя мраморными рельефными медальонами с изображением танцовщиц и саламандры. Эти рельефы решены в стиле модерн. В сочетании с неоклассицистическим фасадом они свидетельствуют о стремлении к возрождению традиционного синтеза скульптуры и архитектуры. Мне очень нравится насыщенный скульптурным декором фасад здания Этнографического музея с изображением аллегорических сцен: эмблем, гербов, венков и гирлянд. Почти все они были созданы скульптором Харламовым и модельщиком Громовым. |
||||||||||||||||||||
Игорь Селиверстов. Тел. 8(911) 927-26-23. E-mail: amur.64@bk.ru
Сайт содержит только авторские материалы. При использовании материалов сайта прошу указывать авторство Игоря Селиверстова и адрес сайта www.sculpture1.ru
| |||||||||||||||||||||