Историческая скульптура Петербурга середины XIX века. Вторая часть.
/Историческая скульптура Петербурга/
Новый Эрмитаж — первое в России специальное музейное здание, возведённое в 1839-1852 годах архитектором Кленце в неогреческом стиле.
В строгую ритмику двухэтажных корпусов включены терракотовые панно с фигурами Слав и Гениев.
В нишах первого этажа и на кронштейнах плоскостей стен размещены портретные статуи художников эпохи Возрождения.
Скульпторы Демут-Малиновский и Логановский отлии эти скульптуры из специального цинкового сплава.
Важнейшим элементом скульптурного убранства Нового Эрмитажа является портик с фигурами атлантов, вырубленных из сердобольского гранита Теребеневым по модели Гальбинга.
Теребенев внёс в их трактовку технологические изменения, продиктованные необходимостью перевода в столь сложный и твёрдый материал.
В начале 1850 года скульптуры заняли свои места в пролётах портика. Петербургские атланты с их серебристо-серыми телами по своим качества встали в один ряд с шедеврами мировой монументальной скульптуры.
Один из самых замечательных памятников того времени, посвящённый Екатерине Второй и её соратникам, установлен в сквере перед Александринским театром.
Скульптор Микешин задумал его двухъярусным, напоминающим по форме колокол. Нижняя часть памятника занята бронзовыми портретными статуями выдающихся военных,
общественных и государственных деятелей России второй половины восемнадцатого века: Потёмкина, Суворова, Безбородко, Бецкого, Орлова-Чесменского, Румянцева-Задунайского, Чичагова, Дашковой и Державина.
Стремясь добиться большей индивидуальности, Опекушин придал каждой фигуре характерную позу и жест. Так Потёмкин изображен в уверенной позе фаворита императрицы,
Суворов находится в энергичном движении, а Державин вдохновенно читает свою патриотическую оду.
Бронзовая фигура Екатерины Второй, изваянная скульптором Чижовым, красиво завершает композицию монумента.
Правда, есть некоторое противоречие между правдивыми изображениями исторических деятелей и явно идеализированной статуей императрицы.
В 1870 году на набережной Невы напротив здания Морского корпуса был открыт памятник адмиралу Крузенштерну.
Скульптор Шредер трактовал образ адмирала, не прибегая к внешним эффектам, но добиваясь выразительности и ясности силуэта.
Фигура отлита из бронзы и установлена на гранитный пьедестал.
Скульптор Шредер создал очень красивый бронзовый памятник Пржевальскому в саду перед Адмиралтейством.
Мотив необработанной скалы-пьедестала принадлежит Бильдерлингу. Экзотический анималистический мотив оживляет памятник. Мне очень нравится верблюд, лежащий у подножья скалы.
В Адмиралтейском саду в конце девятнадцатого века так же были установлены бронзовые бюсты Жуковскому, Лермонтову и Гоголю. На мой взгляд, они имеют более мемориальное, чем художественное значение.
|