![]() |
СКУЛЬПТУРА ПЕТЕРБУРГА
Cкульптор Игорь Селиверстов
Тел. 8 (911) 927-26-23. E-mail: amur.64@bk.ru
| ![]() |
Главная |
Информация для заказчиков |
Контакты |
Ссылки |
Карта сайта |
![]() ![]() ![]() |
|||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
|
Историческая скульптура Петербурга первой половины и середины восемнадцатого века/Историческая скульптура Петербурга/![]() В начале XVIII века в Санкт-Петербурге были созданы первые произведения монументального искусства в России. Петр Первый уделял исключительное внимание развитию скульптуры и архитектуры. Он стремился как можно больше заказывать статуй для триумфальных арок, обелисков, садов и парков. Фасады дворцов украшали рельефами и барельефами, а в мастерских петербургских скульпторов создавались монументы. ![]() Петровские ворота Петропавловской крепости были первым триумфальным сооружением, украшенным скульптурой. Монументальные, исполненные спокойной внутренней силы женские фигуры, установленные в нишах, изображают богиню Афину. Они выполнены намазным способом — путём нанесения на кирпичный каркас гипсового состава. Композицию на аттике ворот завершает барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром». ![]() Не меньшую историческую и художественную ценность представляет монументальное изображение двуглавого орла со скипетром и державой в когтях и щитом на груди, декорирующее замковой камень арки. Его создал скульптор Франсуа Вассу в 1720 году. Позже барельеф был раскрашен и частично позолочен. ![]() Композиции рельефов и барельефов Летнего дворца напоминают античные шедевры, хотя над их созданием работали мастер барочной пластики Андреас Шлютер и скульптор Морберт. Император сам выбрал и утвердил морскую тематику этих произведений. В строгом ритме барельефного ряда, опоясывающего дворцовый фасад, выделяется рельеф «Победоносная Россия». Декор Летнего дворца наглядно раскрывает тесную взаимосвязь событий того времени и первых произведений монументально-декоративной скульптуры. Первым в России местом, где появилась садово-парковая скульптура, стал Летний сад. Здесь были установлены работы венецианских мастеров того времени, а так же произведения античных ваятелей. Значительное число статуй Летнего сада было посвящено мифологическим сюжетам. Боги и герои древнего мира, музы, нимфы, фавны перенесли под наше северное небо всё разнообразие античной поэзии. Особый цикл скульптур, среди которых статуя «Слава», был посвящён воинской доблести. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Кульминацией всего скульптурного комплекса Летнего сада является аллегорическая группа Пьетро Баратта «Мир и изобилие» или «Ништадский мир». В её композиции использованы все наиболее популярные в петровские времена символы и атрибуты. По стилистике композиционного решения, пластической трактовке обнажённого тела и тонкой проработки драпировок эта статуя типична для позднего итальянского барокко. ![]() ![]() Традиция прославленных монументов началась с создания Бартоломео Карло Растрелли конной статуи Петра Первого. Убедительно передав портретное сходство, скульптор сознательно отошёл от натуралистических подробностей, тем самым достигнув высокой правды художественного образа. Я считаю, что это самый барочный конный монумент в Санкт-Петербурге. Особое место в истории мирового искусства занимает памятник Петру Первому на Сенатской площади. Он стал идейным и композиционным центром архитектурного ансамбля и символом Петербурга. В нём сочетается динамический порыв и точная уравновешенность композиции. Это вершина монументальной скульптуры нашего города. Созданный Фальконе образ Петра Первого обрёл значение символа целой эпохи. ![]() ![]() Сравнение конных памятников Петру Первому Растрелли и Фальконе показывает различие трактовки образов и пластической формы у обоих скульпторов. У Растрелли император грозно-величав и властен, а у Фальконе Пётр представлен в героическом порыве. Его конь не шествует, а взлетает на гребень гранитной волны. Фальконе видел в царе не только державного властелина, а прежде всего человека, одержимого идеей полного преобразования России. У Растрелли венок на императоре кажется пламенеющей короной, а у Фальконе он трактован как символический знак просвещённого правителя, которым в античности отмечали философов и поэтов. На Марсовом поле был установлен памятник А.С. Суворову. Скульптор-классицист Козловский обратился к аллегорической эмблематике и античной символике. Символичен прежде всего сам образ полководца-воина, готового вступить в схватку с врагами. Композиция фигуры красиво связана с архитектоникой пьедестала. Решительное движение фигуры передаёт энергию и волю великого полководца. Сохраняя аллегорическую трактовку статуи, скульптор наделяет образ воина портретным сходством. Позже памятник был перенесён на площадь перед мостом, став её композиционным центром. |
||||||||||||||||||||
Игорь Селиверстов. Тел. 8(911) 927-26-23. E-mail: amur.64@bk.ru
Сайт содержит только авторские материалы. При использовании материалов сайта прошу указывать авторство Игоря Селиверстова и адрес сайта www.sculpture1.ru
| |||||||||||||||||||||
|