Еврейское кладбище в Санкт-Петербурге
Данный некрополь является пожалуй самым необычным в Санкт Петербурге. Уже из самого названия становится понятно, что оно является конфессионным – иудейским, а евреи, как известно люди, которые во всем любят порядок. Именно поэтому совершенно точно известна его история.
В 1870 году представители еврейской общины Санкт Петербурга обратились к городским властям с просьбой о выделении нового участка земли для устройства еврейского кладбища, поскольку места на иудейском участке Волковского кладбища к этому времени практически закончились.
Ходатайство было удовлетворено и в октябре 1871 года появилось «высочайшее повеление» об устройстве за счет города нового кладбища. На 10–й версте Николаевской железной дороги был приобретен участок земли общей площадью в 34 десятины. Участок справа, от железной дороге был определен под Преображенское православное кладбище, а слева под иноверческое.
Торжественное открытие еврейского кладбища состоялось 16 февраля 1875 года, а начиная с 2 марта, здесь начались регулярные захоронения по иудейскому обряду.
Самое удивительное что сохранилась и поддерживается в полном порядке самая первая могила.
Надгробие выполнено из пожелтевшего от времени песчаника и имеет форму скрижалей Завета. Выгравированная на иврите надпись гласит:
«Берка Бурак, Мошка Фрисна. Лаборатористы Охтенского порохового завода, 23 лет от роду. Погибли при взрыве лаборатории 28 февраля, 15 адара и погребены на кладбище 2-го марта 1875 года».
Следует сказать, что позже требования к столь строгому соблюдению иудейских канонов при установке надгробия стали соблюдаться не столь строго, хотя конечно православных крестов вы здесь не увидите.
Мемориал скульптору Антокольскому на Еврейском кладбище
Одним из самых известных захоронений на Еврейском кладбище является мемориал великого скульптора Марка Матвеевича Антакольского (1840 – 1902).
О нем говорили, что он первый скульптор-еврей, который «благодаря своему выдающемуся таланту приобрёл громкую известность и всемирную славу».
Выходец из бедной еврейской семьи, жившей в Вильно, он ещё в юности прославился как талантливый резчик по дереву. Его работы произвели большое впечатление на жену генерал – губернатора, которая будучи большой любительницей искусств, выхлопотала для юного дарования направление в Академию художеств Петербурга.
Я не буду здесь подробно останавливаться на биографии великого скульптора, скажу только, что критики писали о нем: «Еврейский скульптор, поднявший русскую духовность до небывалой высоты».
Могила великого ваятеля Антокольского на Еврейском кладбище в СПБ
Несмотря на то, что Антакольский известен в первую очередь как ваятель на тему русской истории, сам он всю жизнь был глубоко верующим иудеем. Его похороны в декабре 1902 года проходили не только с соблюдением всех обрядов, но и сопровождались исполнением хором синагоги кантаты в память Антокольского, музыка для которой была написана А. К. Глазуновым и А. К. Лядовым, на стихи пятнадцатилетнего гимназиста Самуила Маршака.
На надгробном памятнике изображены менора, свиток Торы и Звезда Давида. Автором монумента стал ученик Антакольского И. Я. Гинцбург, академик Императорской Академии художеств, профессор художественных мастерских.
На еврейском кладбище можно увидеть множество склепов, что вроде как более характерно для лютеранских или католических некрополей, но смотрится весьма интересно.
Гранитные мемориальные склепы на петербургских исторических кладбищах
Вот этот склеп в мавританском стиле был предназначен для членов семьи хозяев модного дома «Каплун и сын», находившегося на Невском проспекте.
Надгробие на могиле скрипача-виртуоза Абрама Борисовича Скоморовского. Кажется музыкант не хочет расставаться со своей скрипкой даже после кончины. Все верно уважаемый маэстро, МУЗЫКА ВЕЧНА!
На этом кладбище есть и памятники созданные в творческой мастерской Игоря Селиверстова. Несколько лет назад ими был создан целый мемориал бизнесмену Аркадию Соляру.
Все элементы из гранита были выполнены в полном соответствии с пожеланиями заказчицы. Траурная ваза выполнена из специально заказанного в Италии каррарского мрамора, лучшими в Петербурге камнерезами. Портрет усопшего выполнен с прижизненного фото, а красиво выбитая эпитафия выражает всю скорбь близких.