Историческая скульптура Петербурга начала XIX века. Вторая часть.
/Историческая скульптура Петербурга/
Ансамбль Александринского театра — один из самых красивых в Петербурге. Архитектор Росси реконструировал весь прилегающий к нему квартал, организовав его в единое целое.
Два павильона Аничкого дворца украшены скульптурами воинов в античных доспехах. Фигуры органично связаны с архитектоникой здания.
Здание Публичной библиотеки ограничивает площадь с западной стороны. Его скульптурное убранство выполняли Гальберг, Леппе, Пименов и Демут-Малиновский.
По фасаду второго этажа между колоннами ионического ордера поставлены статуи философов древности: Гомера, Платона, Гипократа, Евклида и Демосфена.
Для фронтона здания скульптор Демут-Малиновский вылепил барельефы летящих Слав и статую Минервы. Её величественная фигура венчает центральную часть фасада.
Строгий облик фасадов Публичной библиотеки и павильонов Аничкого дворца подчёркивает богатство скульптурного убранства Александринского театра.
Каждая часть скульптурного декора несёт аллегорическое содержание. Ансамбль включает замковые камни в виде львиных масок, лоджию с колоннадой, по сторонам которой помещены статуи муз,
две фигуры парящих Слав с лавровыми венками и центральную группу — квадригу Аполлона.
Большую роль в декоре арки Сената и Синода играет круглая скульптура. Слева от пролёта арки в нишах между колоннами помещены статуи Веры и Благочестия.
Справа от пролёта арки ниши декорированы скульптурами, олицетворяющими Закон и Правосудие.
Арка завершается скульптурной группой из двух сидящих женских фигур.
Чётко прорисованные силуэты ясно читаются на фоне неба и хорошо просматриваются с разных точек.
Эти небольшие статуи прекрасно отвечают масштабам монументальной арки. Скульптура Сената и Синода мастерски исполнена и точно вписана в фасад здания.
Архитектурное решение здания Таможни выдержано в стиле классицизм — чистота линий, ясность пропорций, чёткость отношений объёмов.
Над его фронтоном установлены бронзовые фигуры Меркурия, Цецеры и Нептуна. Обращённые к Неве, они прекрасно читаются в пространственной композиции набережной.
В классицистической монументальной пластике, как правило, главным элементом является фронтон.
Горельеф «Аполлон на Парнасе», исполненный Мартосом, яркий пример такого скульптурного убранства здания.
Можно сказать, что он создан как формула классицистического рельефа.
В это время появляются скульптурные изображения львов. Например, один из привлекательнейших пластических и силуэтных решений в перспективе невских набережных дали, выколоченные из меди
по модели Прокофьева, львы, установленные на Дворцовой пристани.
В 1826 году через канал Грибоедова были перекинуты два висячих мостика. Модели статуй для них выполнил скульптор Соколов.
Фигуры крылатых грифонов скрывают внутри чугунные консоли, к которым прикреплены цепи, поддерживающие мост.
Изящество висящих конструкций усиливают выразительность силуэтов этих мифологических животных.
Очень выразительны статуи грозных львов на Львином мостике. Их мощные тела гармонично противопоставлены изящной и лёгкой конструкции моста с ажурной решёткой.
Очень красивое решение!
|