СКУЛЬПТУРА ПЕТЕРБУРГА
Cкульптор Игорь Селиверстов
Тел. 8 (911) 927-26-23. E-mail: amur.64@bk.ru
|
Главная | Информация для заказчиков | Контакты | Ссылки | Карта сайта | | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
|
Историческая скульптура Петербурга первой половины и середины восемнадцатого века/Историческая скульптура Петербурга/В начале XVIII века в Санкт-Петербурге были созданы первые произведения монументального искусства в России. Петр Первый уделял исключительное внимание развитию скульптуры и архитектуры. Он стремился как можно больше заказывать статуй для триумфальных арок, обелисков, садов и парков. Фасады дворцов украшали рельефами и барельефами, а в мастерских петербургских скульпторов создавались монументы. Петровские ворота Петропавловской крепости были первым триумфальным сооружением, украшенным скульптурой. Монументальные, исполненные спокойной внутренней силы женские фигуры, установленные в нишах, изображают богиню Афину. Они выполнены намазным способом — путём нанесения на кирпичный каркас гипсового состава. Композицию на аттике ворот завершает барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром». Не меньшую историческую и художественную ценность представляет монументальное изображение двуглавого орла со скипетром и державой в когтях и щитом на груди, декорирующее замковой камень арки. Его создал скульптор Франсуа Вассу в 1720 году. Позже барельеф был раскрашен и частично позолочен. Композиции рельефов и барельефов Летнего дворца напоминают античные шедевры, хотя над их созданием работали мастер барочной пластики Андреас Шлютер и скульптор Морберт. Император сам выбрал и утвердил морскую тематику этих произведений. В строгом ритме барельефного ряда, опоясывающего дворцовый фасад, выделяется рельеф «Победоносная Россия». Декор Летнего дворца наглядно раскрывает тесную взаимосвязь событий того времени и первых произведений монументально-декоративной скульптуры. Первым в России местом, где появилась садово-парковая скульптура, стал Летний сад. Здесь были установлены работы венецианских мастеров того времени, а так же произведения античных ваятелей. Значительное число статуй Летнего сада было посвящено мифологическим сюжетам. Боги и герои древнего мира, музы, нимфы, фавны перенесли под наше северное небо всё разнообразие античной поэзии. Особый цикл скульптур, среди которых статуя «Слава», был посвящён воинской доблести. Кульминацией всего скульптурного комплекса Летнего сада является аллегорическая группа Пьетро Баратта «Мир и изобилие» или «Ништадский мир». В её композиции использованы все наиболее популярные в петровские времена символы и атрибуты. По стилистике композиционного решения, пластической трактовке обнажённого тела и тонкой проработки драпировок эта статуя типична для позднего итальянского барокко. Традиция прославленных монументов началась с создания Бартоломео Карло Растрелли конной статуи Петра Первого. Убедительно передав портретное сходство, скульптор сознательно отошёл от натуралистических подробностей, тем самым достигнув высокой правды художественного образа. Я считаю, что это самый барочный конный монумент в Санкт-Петербурге. Особое место в истории мирового искусства занимает памятник Петру Первому на Сенатской площади. Он стал идейным и композиционным центром архитектурного ансамбля и символом Петербурга. В нём сочетается динамический порыв и точная уравновешенность композиции. Это вершина монументальной скульптуры нашего города. Созданный Фальконе образ Петра Первого обрёл значение символа целой эпохи. Сравнение конных памятников Петру Первому Растрелли и Фальконе показывает различие трактовки образов и пластической формы у обоих скульпторов. У Растрелли император грозно-величав и властен, а у Фальконе Пётр представлен в героическом порыве. Его конь не шествует, а взлетает на гребень гранитной волны. Фальконе видел в царе не только державного властелина, а прежде всего человека, одержимого идеей полного преобразования России. У Растрелли венок на императоре кажется пламенеющей короной, а у Фальконе он трактован как символический знак просвещённого правителя, которым в античности отмечали философов и поэтов. На Марсовом поле был установлен памятник А.С. Суворову. Скульптор-классицист Козловский обратился к аллегорической эмблематике и античной символике. Символичен прежде всего сам образ полководца-воина, готового вступить в схватку с врагами. Композиция фигуры красиво связана с архитектоникой пьедестала. Решительное движение фигуры передаёт энергию и волю великого полководца. Сохраняя аллегорическую трактовку статуи, скульптор наделяет образ воина портретным сходством. Позже памятник был перенесён на площадь перед мостом, став её композиционным центром. |
||||||||||||||||||||
Игорь Селиверстов. Тел. 8(911) 927-26-23. E-mail: amur.64@bk.ru
Сайт содержит только авторские материалы. При использовании материалов сайта прошу указывать авторство Игоря Селиверстова и адрес сайта www.sculpture1.ru
| |||||||||||||||||||||